Расходы на федеральную льготу в здравоохранении в дфо
Оглавление:
Управление лекарственным обеспечением льготных категорий граждан на территориальном уровне (на примере Хабаровского края) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 14.00.33, кандидат медицинских наук Казакова, Елена Васильевна
Актуальность проблемы. Процесс социально-экономических реформ в России повлек за собой принципиальные изменения в сфере охраны здоровья, социальной защиты и социального страхования (Шевченко Ю.Л., 2000; Онищенко Г.Г.
и соавт.,2001; Решетников А.В., 2001; Шейман И.М., 2001; Фигерас Ж.
и соавт., 2002; Скляр Т.М., 2004; Ишаев В.И., 1998; Leibenslein Н, 1991; Clewer A., Perkins D., 1999; Palmer S., Byford S., Rafteri J.
1999; Torger-son D., Rafteri J. 1999; Palmer S., Torgerson D., 1999). Охрана здоровья, занимая центральное место в структуре жизненно важных интересов личности, общества и государства, является одним из системообразующих факторов Российской Федерации (Пархоменко Д.В., 2003).
Отражением социального неблагополучия в обществе за годы реформ, в том числе на территории Хабаровского края стали негативные тенденции в состоянии здоровья населения.
Снижение рождаемости, рост смертности, . естественная убыль населения, рост наркомании, токсикомании и алкоголизма среди всех слоев населения, беспрецедентный рост социально-значимых инфекций (сифилис, туберкулез, СПИД и пр.), рост безработицы, снижение уровня нравственного воспитания молодежи и связанное с этим увеличение контингентов лиц, подверженных девиантному поведению, а также слабая социальная защищенность, снижение доступности высокоэффективных средств лечения, недостаточное финансирование здравоохранения и медицинской науки (Минакир П.А., 1983; Моргачев В.Н., 1987; Лившиц А.Я. и соавт., 1994; Щербакова Л. 1995; Гранберг А.Г., 1995,2000; Ишаев В.И., 1998; Шевченко Ю.Л., 2000; Онищенко Г.Г.
и соавт.,2001; Пригорнев В.Б.
и соавт., 2003; Галеса С.А., 2004;Кораблев В.Н.
с соавт.,2004). Существенное влияние на эти процессы продолжают оказывать трудности проводимых в России экономических преобразований, значительная дифференциация денежных доходов населения. Экономический спад резко отразился на здоровье населения за счет затяжного психоэмоционального стресса, уменьшения расходов населения на укрепление здоровья (правильное питание, спорт), а также доступности медицинской помощи (Вишневский А.Г.
1998 г., Данишевский Д.М. 2000 г., Вишневский А., Андреев Е., 2001). Российское здравоохранение осваивает законодательно закрепленную федеративную систему здравоохранения: федеральную, региональную, муниципальную, реализация которой требует хорошо продуманной стратегии и политики на уровне субъекта федерации с четкими целями, задачами, формами и методами управления процессами регионального развития (Щепин О.П. с соавт.,1999; Гранберг А.Г.,1995, 2001).
Децентрализация, расширение самостоятельности и ответственности в региональной системе льготного лекарственного обеспечения — характерная черта времени для всех субъектов РФ. Эти процессы нередко протекают бессистемно, стихийно, зачастую с полярными подходами в реформировании льготного лекарственного обеспечения. В РФ страдает стратегия региональной политики в области лекарственного обеспечения (Апазов А.Д., 1996, Романов П., 1999).
Потребление лекарственных препаратов в России на душу населения остается чрезвычайно низким и составляет в среднем 42 доллара США.
Причем из всех стран «большой восьмерки» в России самый высокий уровень личных затрат граждан на покупку лекарств. Около 70% россиян из-за отсутствия средств не могут обеспечить себя полноценной лекарственной помощью на амбулаторно-поликлиническом этапе (Юргель Н., 2005 г.).
Недоукомплектованность специалистами, дисгармония в информационном обеспечении взаимодействия субъектов системы ДЛО, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие программы обучения субъектов системы льготного лекарственного обеспечения и низкий мониторинг качества при отсутствии единых показателей и критериев, которые позволяют оценить существующее положение и осуществлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы продиктовали необходимость совершенствования территориальной системы ДЛО (Кузьменко М.М. и соавт., 1994; Кузьменко М.М., 1997; Вялков А.И., 2001; Кононова С.В. и соавт., 2006). Действовавшие в субъектах Российской Федерации модели льготного и бесплатного лекарственного обеспечения не обеспечивали принцип равной доступности медикаментов для наиболее, уязвимых категорий населения.
Новый порядок дополнительного лекарственного обеспечения предусматривает механизмы интеграции существующих в регионах инфраструктур и систем.
Однако последующая реализация закона выявила серьезные дефекты нормативно-правового характера. Массовый выход льготников из программы обернулся нарушением страхового принципа в реализации государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения населения.
Программа стала несолидарной и неуправляемой.
Преимущественно в ней остались пациенты с хронической патологией, нуждающиеся в проведении постоянной базисной фармакотерапии.
Резко возросли долги фондов ОМС перед фармацевтическими организациями. В первом квартале 2007 года программа ДЛО оказалась под угрозой срыва.
Новая система ДЛО в своей основе имеет единый стержень, интегрированный во все субъекты РФ. При этом в дополнение к федеральной программе на территориальном уровне должны быть реализованы и собственные программы, расширяющие контингент лиц или перечень лекарственных средств, разрешенных к отпуску за счет регионального бюджета (Телыюва Е.А., 2006).
В тоже время, на территориальном уровне — органами исполнительной власти субъектов РФ не выработана единая политика, что приводит к разнообразию управленческих структур и выполняемых ими функций, а также их подчиненности. Это мешает выработке единой политики в организации лекарственного обеспечения населения (Вилькен А.Е., 1996). В отличие от действующей модели распределительной системы, необходимо сформировать систему контроля за рациональным назначением лекарственных средств (Апазов А.Д., 1996).
Реализация ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 года обозначила серьезные проблемы в механизмах его функционирования, принятия дополнительных мер организационного, нормативно-правового регулирования с целью обеспечения доступности для населения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Это определяет актуальность поиска новых методов работы, научного обоснования комплекса мероприятий по совершенствованию модели льготного лекарственного обеспечения, что позволит обеспечить государственные гарантии населению качественной и доступной медицинской помощи.
Цель исследования. Научное обоснование системы управления льготным лекарственным обеспечением как основы повышения качества медицинской помощи населению и эффективности использования ресурсов здравоохранения на региональном уровне. Задачи исследования: 1. Изучить потребность субъекта РФ в объемах лекарственных средств на основе анализа демографической ситуации, заболеваемости населения и данных о составе населения имеющих право на льготное лекарственное обслуживание.
2. Изучить потребление лекарственных средств декретированной категорией граждан. 3. Провести анализ системы экспертизы обоснованности, выписанных лекарственных средств льготной категории граждан. 4. Изучить удовлетворенность населения и специалистов в льготном лекарственном обеспечении при оказании медицинской помощи в амбулатор-но-поликлинических условиях.
5. Разработать оптимальную модель управления льготным лекарственным обеспечением на территориальном уровне, с целью эффективного использования финансовых ресурсов и обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
Новизна исследования. Впервые на основе комплексного подхода дан анализ современной территориальной модели льготного лекарственного обеспечения, выявлены факторы, влияющие на ее формирование. Определен уровень оказания медикаментозной помощи льготным категориям граждан Хабаровского края. Впервые полученные данные стали основой разработки и научного обоснования перспективной модели льготного лекарственного обеспечения на территории субъекта РФ.
Практическая значимость исследования. Полученные данные значительно восполняют дефицит представлений об объемах затрат на льготное J10 и рациональности использования медикаментов. Полученные результаты представляют собой информационную базу для федерального и регионального уровня управления льготным лекарственным обеспечением, могут быть использованы при планировании и разработки практических мероприятий, многопрофильных программ различного уровня.
Материалы исследования могут быть использованы для: 1.Подготовки проектов решений, утверждающих право на оказание бесплатной медикаментозной медицинской помощи декретированной группе населения на территории Хабаровского края.
2.Координации управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений, службы клинической фармакологии и клинико-экспертной работы.
3.Усовершенствования механизма централизованного функционирования региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Внедрение результатов исследования: — предложена и введена форма регистра и разработано положение по применению и заполнению учетной формы «Регистра граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи (ДЛО) за счет средств федерального бюджета в ЛПУ г.
Хабаровска»; — внедрена методика медико-экономического контроля за рациональным назначением ЛС отдельных категорий граждан; — введена форма финансово-отчетной документации при проведении вневедомственной экспертизы и алгоритм ее проведения; — результаты исследования использованы при разработке Управлением здравоохранения администрации г. Хабаровска положения о поэтапной методике организации формулярной системы и алгоритма определения потребности в условиях лимитирования бюджета; — ХК ФОМС и Управлению здравоохранения при администрации г.
Хабаровска предложена концепция территориальной системы ЛО, в том числе и ДЛО в медицинских учреждениях края в системе ОМС; — результаты исследования используются на до- и последипломном уровнях на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, фармакологии и клинической фармакологии ГОУ ВПО
«Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
. Положения, выносимые на защиту: 1.Анализ демографических показателей, уровня заболеваемости и инвалидности населения на территории Хабаровского края, для научного обоснования формирования регионального рынка ДЛО.
2.Сравнительный анализ реализации системы ДЛО отдельных категорий граждан и состояние нормативно-правовой базы для оценки качества и доступности лекарственной помощи на территории Хабаровского края и в других субъектах ДФО. 3.Уровень удовлетворенности льготных категорий населения и медицинских работников территориальной системой льготного лекарственного обеспечения.
4.Экспертный анализ обоснованности назначения лекарственных средств, для оценки рационального использования бюджетных ресурсов.
Методические аспекты и пути их усовершенствования» (Хабаровск, ДВГМУ, 2006 год).
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 194 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, 3 глав собственных результатов исследования, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 244 источника, из них 196 отечественных, 48 иностранных авторов, иллюстрирована 22 таблицами, 31 рисунком.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЛО ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ДФО В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ №№ 122-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»
Literature 1. The administration of Yakutsk congratulates the healthcare workers.
[Electronic source]. — Mode of access: https://sakhapress.ru/archives/182302:/ (Date of Access: 10.01.2017). 2. Borisova E.A. On the state and problems of the healthcare system of Yakutsk city under changing federal legislation in the field of health protection / E.A. Borisova, N.N. Gryaznukhina, M.A.
Danilova et. al. // Priorities of the Far East and Baikal region healthcare development: problems and perspectives. Interregional scientific and practical conference.
April 8-9, 2013: Collection of research papers.
— Yakutsk: Publishing House of NEFU, 2013.
— P. 41-48. 3. History of the Public Health Department of Yakutsk city, [Electronic source].
— Mode of access: http://yakzdrav. ru/node/3:/ (Date of Access: 11.01.2017). 4. Savvina N.V Public Healthcare of Yakutsk city: analysis of statistical data / N.V Savvina, E.A.
Borisova, I.P. Lutskan // Ecology and Human Health in the North. Proceedings of the Vth Congress with international participation. Yakutsk, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, 24-29 of November 2014.
[Electronic source]. / Ed. by Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia) Professor P.G.Petrova, N.V Savvina.
— Electronic text (1 file, 6,1 Mb).
— Kirov: International Center of Research Projects, 2014. — 827 p. Координаты для связи с авторами: Борисова Елена Афраимовна — канд. мед. наук, главный врач ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г Якутска», тел.
8-(4112)-21-04-80, e-mail: □□□ УДК 614.27+615.03.008.05]:364.013(571.56/6) Е.В.
Казакова СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЛО ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ДФО В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ №№ 122-ФЗ Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.
8-(4212)-76-13-96, e-mail: г.
Хабаровск Резюме Важную медико-социальную задачу льготных категорий населения в субъектах РФ на территории ДФО выполняет программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). Защита государством системы бесплатного предоставления лекарственных средств, требует мониторинга эффективности инвестиций.
Сравнительный анализ реализации системы ДЛО отдельных категорий граждан в ДФО в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ показал, что у региональных льготников выше уровень отсрочки в приобретении лекарственных средств.
Более низкий уровень реализации социальных льгот на лекарственную помощь отмечен среди отдельных категорий граждан. За исследуемый период снижена средняя стоимость рецепта в регионе при льгото-получении по 7 ВЗН. Анализ соотношения импортных и отечественных препаратов, ценовая сегментация рынка лекарственных средств требует переориентации программ льготного лекарственного обеспечения и оптимизации их финансирования.
Ключевые слова: льгота, лекарственное обеспечение, отдельная категория граждан, Дальневосточный федеральный округ (ДФО), федеральный закон.
E.V. Kazakova COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE DLO SYSTEM OF CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT IN ACCORDANCE WITH FEDERAL LAW №> 122 Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary An important medical and social task for privileged categories of the population in the regions of the Russian Federation on the territory of the Far Eastern Federal District is carried out by the program for providing the necessary medicines (ONLS). The state’s guarantees of the system of free provision of medications require monitoring of the effectiveness of investments.
A comparative analysis of the implementation of the DLO system of certain categories of citizens in the Far Eastern Federal District in accordance with Federal Law № 122 showed that regional exempts have a higher level of delay in getting the medications. A lower level of implementation of social benefits for medical care is observed in certain categories of citizens.
During the study period, the average cost of the prescription in the region was reduced with the receipt of 7 VZN. Analysis of the ratio of imported and domestic medications, price segmentation of the market of medicines requires reorientation of programs of preferential drug provision and optimization of their financing.
Первым шагом на пути реформирования системы лекарственного обеспечения явилась реализация Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения Материалы С использованием сплошного метода по самостоятельно разработанным автором статьи формам, анализу подвергались отдельные категории граждан субъектов РФ на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) в период с 2010 по 2016 гг., информация предоставлялась субъектами в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в (ДЛО) отдельных категорий граждан. Сравнительный анализ реализации программы ДЛО позволитсформи-ровать задачи для соблюдения принципа её равной доступности в субъектах РФ на территории ДФО. и методы ДФО. В публикации использован сравнительный и системный анализ; информационно-аналитический; оценка динамических рядов; расчет относительных и средних показателей и их ошибок, оценка достоверности разности показаний с использованием критерия Стьюдента, статистическая обработка данных средствами табличного процессора Microsoft Excel 2010.
Результаты Льготы на лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в субъектах РФ на территории ДФО по региональным и целевым программам имели на 01.01.2017 года 11 % населения (680 818), из них по высоко затратным но-зологиям (ВЗН) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 682 — 4 333 человека. Отдельным категориям граждан государственная социальная помощь в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ представлена 167 357 человекам и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, нормативными правовыми актами субъектов РФ на территории ДФО 509 128 пациентам (рис. 1). На территории ДФО субъектов РФ создана инфраструктура льготного лекарственного обеспечения дальневосточного населения.
Программа льготного лекарственного обеспечения различных групп населения по разным категориям заболевания обеспечивается на 01.01.2017 г.
1 066 медицинскими организациями; 775 пунктами отпуска, в том числе 284, находится в сельской местности; 11 269 врачей (фельдшеров), осуществляют выписку рецептов льготным категориям граждан; уполномоченные фармацевтические организации осуществляют дистрибьюцию лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В Дальневосточном федеральном округе количество граждан имеющих право на льготный отпуск лекарственных препаратов увеличилось с 478 037чело-век в 2010 году до 680 818 пациентов в 2016 году. Темп прироста (Т) составил 42,4 %, из них в 2010 году 184 763 пациента (38,7±0,1 %) — за счет федерального бюджета и по ВЗН — 2 069 пациента (0,4±0,1 %), в тоже время за счет региональных бюджетов в 2010 году право на набор социальных услуг имели 291 205человек (60,9±0,09 %). В 2015-2016 году число федеральных льготополучателей сократилось к общему числу льго-тополучателей и на 01.01.2017 г.
составило 24,6±0,1% (р<0,001 ), по взн тпр составил 109 % и региональных льготополучателей в 2016 году тпр составил практически 75 % (рис.>0,001> и обсуждение iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Рис. 1. Система государственных обязательств по программам льготного ЛО на территории ДФО на 01.01.2016 г.
Рис. 2. Количество льготников, участвующих в программе льготного ЛО на территории ДФО(у) В 2010 году по данным субъектов Российской Федерации округа, уполномоченными фармацевтическими организациями в округ поставлено лекарственных средств на сумму за счет федерального бюджета 1147,68 млн рублей, за счет региональных бюджетов на программы льготного ЛО израсходовано 2 323,23 млн рублей.
В 2016 году по данным субъектов РФ округа лекарственных препаратов за счет федераль- ного бюджета по ВЗН поставлено ЛС было на сумму 1696,02 млн рублей (Тпр 47,8 %) и за счет региональных бюджетов на сумму 5 316,95 млн рублей, Тпр за исследуемый период увеличился на 129 %.
Рост числа льготополучателей увеличил не только финансовую нагрузку на федеральный бюджет, но и финансовые затраты при оказании медицинской помощи отдельным категориям граждан и социально не защищенным слоям населения, в субъектах РФ на территории ДФО, а значит требует пересмотра инфраструктуры лО, обоснование новых направлений перспективного развития региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Финансовые затраты по программам льготного лекарственного обеспечения в 2016 г.
составили 7012,97 млн рублей (в 2010 г.
— 3 470,9 млн рублей), (рис. 3, 4). Рис. 3. Финансовые затраты (тыс. рублей) по программам льготного ЛО в субъектах РФ на территории ДФО (2010-2016 гг.) За исследуемый период (2010-2016 гг.) сохраняется более низким число обслуженных рецептов к числу выписанных рецептов по программам льготного ЛО (рис.
5). За период с 1 января по 31 декабря 2010 года в округе было не обслужено по ВЗН 29 льготных рецептов (0,15±0,03 %), в том числе по другим федеральным льготникам — 20 050 шт.
(0,9±0,01 %), по региональным льготникам — 44 438 шт.
(3,6±0,02 %). Рис. 4. Динамика общих финансовых затрат (у) по программам льготного ЛО в субъектах РФ на территории ДФО (2010-2016 гг.) За исследуемый период (2010-2016 гг.) увеличилось число выписанных рецептов по программам льготного ЛО в субъектах на территории ДФО (рис. 5). За период с 1 января по 31 декабря 2010 года в округе было выписано по ВЗН 18 844 льготных рецептов (0,5±0,05 %), в том числе по другим федеральным льготникам — 2 210 446 шт. (63,9±0,03 %), по региональным льготникам — 1 232 836 шт.
(35,6±0,04 %). С 1 января по 31 декабря 2016 года выписано на территориях субъектов РФ ДФО 3 603 938 шт. льготных рецептов, в том числе по ВЗН 25 727 (0,7±0,05 %) (р<0,01) при тп="36,5" % и другим федеральным категориям пациентов 1 587 666 (44,1±0,04>0,01)><0,001), при отрицательном приросте, ту. составил 28,2 %; по региональной категории граждан количество выписанных рецептов составило 1 990 545 шт. (55,2±0,04 %)>0,001),><0,001), тпр="61,5">0,001),> Рис.
5. Динамика выписанных и обслуженных рецептов в субъектах РФ на территории ДФО В 2016 году количество не обслуженных рецептов резко сократилось по обслуживанию федеральных и региональных льготополучателей, но имеет тенденции к увеличению при обслуживании пациентов по ВЗН. С 1 января по 31 декабря 2016 года на территориях субъектов РФ ДФО не обслужено 2 371 шт. льготных рецептов, в том числе по ВЗН 63 (0,2±0,03 %) (р<0,05), снизился показатель по другим федеральным категориям пациентов и составил 0,05±0,002 % (823 шт. рецептов)>0,05),><0,001) от числа выписанных рецептов и по региональной категории граждан, данный показатель также снизился и составил 0,07±0,002 % (1 485 шт. рецептов)>0,001)><0,001) к общему количеству выписанных>0,001)> Количество льготных рецептов на отсроченном обслуживании в течение исследуемого периода (20102016 гг.) сохраняется и на 1 января 2010 года по ДФО составило 363 рецепта (рис.
6). Основная доля рецептов на отсроченном обслуживании приходится за исследуемый период (2010-2016 гг.) по федеральной категории льготополучателей на Приморский край (85,6±1,8 %) и Амурскую область (7,6±1,4 %). Количество льготных рецептов на отсроченном обслуживании в 2016 году увеличивается в 2,3 раза и составляет 824 шт., из них — 199 (24,1±3,03 %, р<0,001) - граждане, преимущественно имеющие право на получение нсу за счет средств федерального бюджета и 74,9±1,7 %>0,001)><0,001) из числа региональных льго-тополучателей. основная доля рецептов на отсроченном обслуживании по федеральной категории льготополучателей осталась в 2016 г. за приморским краем - 53,3±3,5 %>0,001)><0,001), амурской областью -21,1±2,9 %>0,001),><0,001) и еао - 25,1±3,0 %>0,001)><0,001).
в соответствии с постановлением правительства рф от 30.07.1994 № 890 77,3±1,7 %>0,001).><0,001) рецептов>0,001)> дилось в 2016 г.
на отсроченном обслуживании в ЕАО; 16,5±1,5 % (р<0,001) - в приморском крае и 6,2±1,0 %>0,001)><0,001) - в республике саха>0,001)> Рис. 6. Динамика рецептов на отсроченном обслуживании в субъектах ДФО Количество отказов в обслуживании рецептов в течение 2010-2016 гг. в субъектах федерации округа не зафиксировано.
Согласно произведенных расчетов, в 2010 году на одного льготника по ВЗН выписано в среднем 9,1 рецептов (в 2016 году 6,0), на одного льготника федерального уровня — 12,0 рецептов и 9,5 в 2016 году; на 1 льготника по программе регионального ЛО в 2010 году 4,2 рецепта и в 2016 году — 4,0, в целом среднее количество выписанных рецептов по программам льготного лекарственного обеспечения на территории ДФО уменьшилось в 1,3 раза за период исследования (рис. 7). обслуженных и отрицательного прироста, темп убыли (Т ) составил 21 % при оценке среднего количества выписанных рецептов. При реализации региональных программ ЛО низким остается среднее количество выписанных рецептов на одного льготополучателя за исследуемый период, несмотря на Тпр количества выписанных рецептов, который составил 61,5 %.
В течение исследуемого периода (2010-2016 гг.) отмечено снижение средней стоимости рецепта в субъектах РФ на территории ДФО при льготополучении по 7 ВЗН: с 83,2 тыс. руб. в 2010 г., до 74,0 тыс. рублей в 2016, Т=11 %. Средняя стоимость одного обслуженного льготного рецепта составила для федеральных льготников в 2010 году 0,77 тыс.
рублей, в 2016 году 1,36 тыс. рублей при Тпр — 77 %. Обеспечение региональных категорий пациентов по программе льготного ЛО составило в 2010 году 0,66 тыс. рублей, а в 2016 году 1,6 тыс.
рублей, что составило Тпр 142 % (рис.
8). Рис. 8. Динамика средней стоимости рецепта в субъектах РФ на территории ДФО по программам льготного ЛО Стоимость рецепта, которая определяется ценой и выбором лекарственного препарата напрямую зависит от динамики соотношения импортных и отечественных препаратов в рамках реализации программы ДЛО (рис. 9). Рис. 7. Среднее количество выписанных рецептов по программам льготного ЛО на территории ДФО При увеличении количества льготополучателей по ВЗН и региональным программам ЛО сокращается количество выписанных ЛС, отсроченное обслуживание на 100 выписанных рецептов в 2010 году по ВЗН составило 0,05 и по федеральным категориям льготопо-лучения — 0,016 соответственно.
В 2016 году среди федеральной категории граждан количество выписанных ЛС составило 0,013 и по региональной категории 0,03, что выше среди региональных льготников, имеющих право на НСУ Таким образом, результаты проведенного анализа за период с 2010-2016 гг. показали, что у региональных льготников выше уровень отсрочки в приобретении лекарственных средств на 100 выписанных рецептов.
Более низкий уровень реализации социальных льгот на лекарственную помощь отмечается среди отдельных категорий граждан (федеральная льгота). При уменьшении числа федеральных льготополучателей отмечено снижение количества выписанных рецептов, Рис. 9. Соотношение стоимостных объемов реализации отечественных и импортных препаратов в программе ДЛО Большой объем доли импортных препаратов, ввозимых в Россию, и использованных по территориальным программам ДЛО на территории субъектов РФ в ДФО свидетельствует о необходимости переориентации программы на отечественного производителя, что поможет снизить не только среднюю стоимость рецепта в территориальной программе, но и снизить расходы на её финансирование.
Рассмотрение ценовой сегментации рынка льготного обеспечения лекарствами (рис.
10) свидетельствует о росте реализации дорогостоящих препаратов (в ценах реестра).
Рис. 10. Ценовая сегментация по программе льготного ЛО на территории ДФО (2010-2016 гг.), по стоимостным объемам продаж (цены реестра), % Количество проведенных экспертиз по организации и обслуживанию льготного лекарственного обеспечения, в том числе проверенных рецептов, при этом недостаточно. Динамика выписанных и обслуженных рецептов, средней стоимости рецепта во всех субъектах ДФО, низкий уровень проведения вневедомственных экспертиз при отсутствии единой методологии ее проведения, определяет необходимость: 1) совершенствовать работу системы персонифицированного учёта с учетом данных паспорта участка медицинской организации; 2) осуществлять мониторинг программ льготного лекарственного обеспечения, преемственности в работе аптечных учреждений и медицинских организаций, необходим анализ соответствия выписанных лекарственных средств ассортименту и товарным запасам аптечных учреждений; 3) использовать единую iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис . методологию определения потребности в медикаментах и изделиях медицинского назначения; 4) сформировать алгоритм оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях на основе фармакотерапии «steptostep» или «stepupstears», или от наименее дешевого к наиболее затратному способу лечения, с обязательным учетом возможностей синонимической замены; 5) на основании Федерального закона от 25.11.2006 г. № 195-ФЗ
«О внесении изменений в статью 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»
субъекты РФ обеспечить отдельные категории граждан в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; 6) оптимизировать автоматизированные рабочие места участкового врача (фельдшера) введением электронных историй болезни и программами для мониторинга медико-демографических показателей и структуры заболеваемости как основы для формирования норматива затрат по программам льготного лекарственного обеспечения; 7) увеличить объем клинико-экспертной работы и совершенствовать работу по рациональному выбору и назначению препаратов.
Недостаточный мониторинг реализации программ льготного ЛО приводит к нарушению базисной фармакотерапии, к риску тяжелых осложнений, прогрес-сированию основных и сопутствующих заболеваний, что ухудшает качество жизни пациентов и увеличивает в перспективе расходы на оказание более дорогостоящих видов медицинской помощи и расходы по программам льготополучения фармакотерапии. Решение поставленных задач позволит реализовать принцип равной доступности лекарственных средств, увеличит уровень оказания медико-социальных услуг пациентам, обеспечит условия для повышения экономической эффективности программ льготного лекарственного обеспечения.
Литература 1. Гаврилина Н.И. ЛО населения России: анализ существующей системы // Новая Аптека.
Эффективное управление. — 2009.
— № 7. — С. 18-23. 2. Казакова Е.В., Капитоненко Н.А.
Этапы совершенствования системы ДЛО на территориальном уровне // Дальневосточный медицинский журнал. -2006. — № 4. — С. 66-69. 3. Казакова Е.В. Законодательное регулирование территориальной системы дополнительного лекарственного обеспечения // Власть и управление на Востоке России.
— 2006. — № 4 (37). — С. 142-246. 4. Казакова Е.В., Капитоненко Н.А.
Управление лекарственным обеспечением льготных категорий граж- дан на территориальном уровне (на примере Хабаровского края). — Хабаровск: ДВГМУ, 2009. — 181 с. 5. Попович Л.Д. Обеспечение качества амбулатор-но-поликлинической помощи: лекарственное страхование // Здравоохранение.
— 2012. — № 5. — С. 68-79. 6.
Хабриев Р.У, Ягудина Р.И., Правдюк Н.Г. Оценка технологий здравоохранения. — М.: Медицинское информационное агентство, 2013.
— 405 с. 7. Яркаева Ф.Ф. Теоретические и методические подходы к формированию региональной лекарственной политики (на примере Республики Татарстан): дис. . д-ра фарм. наук. — Пермь, 2009.
— С. 33. Literature 1. Gavrilina N.I. Drug provision of the population of Russia: analysis of the existing system // New Pharmacy.
— 2006. — № 4 (37). — P. 142-246. 4. Kazakova E.V., Kapitonenko N.A. Management of drug provision for benefit-entitled citizens on a territorial level (through the example of Khabarovsk Territory).
-Khabarovsk: FESMU, 2009. — 181 p.
5. Popovich L.D. Provision of the quality of outpatient care: medication insurance // Healthcare.
— 2012. — № 5. -P. 68-69. 6. Khabriev R.U., Yagudina R.I., Pravdyuk N.G. Health technologies assessment.
— M.: Medical Information Agency, 2013. — 405 p. 7. Yarkaeva F.F. Theoretical and methodological approaches to the formation of the regional medicines pol- icy (through the example of the Repulic of Tatarstan): Thesis of .
a Doctor of Pharmaceutical Sciences. -Perm, 2009. — P. 33. Координаты для связи с авторами: Казакова Елена Васильевна — канд. мед. наук, доцент кафедры фармации и фармакологии ДВГМУ, е-таП: □□□ УДК 618.146-007.17-036.868 Т.В.
Клинышкова, Д.В. Турчанинов КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ С ЦЕРВИКАЛЬНОЙ ИНТРАЭПИТЕЛИАЛЬНОЙ НЕОПЛАЗИЕЙ Омский государственный медицинский университет, 644099, ул. Ленина, 12, тел. 8-(3812)-60-54-18, г.
Омск Резюме Цель исследования — оценить уровень и характеристики качества жизни (КЖ), связанного со здоровьем, у женщин с цервикальной интраэпителиальной неоплазией (CIN) в зависимости от степени поражения. Исследование КЖ проводилось с помощью международного опросника MOS SF-36 женщин с верифицированной CIN жительниц г.
Омска (n=55). Контрольная группа была представлена 58 женщинами без CIN. Установлено снижение уровня КЖ у женщин с CIN по шкале GH (соответственно 52,0 (40,0-62,0) и 62,0 (52,0-67,0) балла, p=0,0084) и по шкале MH (соответственно 60,0 (40,0-72,0) и 70,0 (60,0-80,0) баллов, p=0,004) в сравнении со здоровыми женщинами. КЖ пациенток с CIN I существенно не отличается от КЖ женщин контрольной группы.
У пациенток с CIN II-III установлены статистически значимо меньшие оценки КЖ по шкалам GH, VT, SF, RE, MH и суммарной шкале Mh в сравнении с пациентками с CIN I. Формирование CIN II и CIN III приводит к снижению КЖ преимущественно в психологическом компоненте здоровья и подчеркивает высокую социальную значимость проблемы CIN. Ключевые слова: CIN, качество жизни, SF-36 iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис . T.V. Klinyshkova, D.V. Turchaninov QUALITY OF LIFE IN PATIENTS SUFFERING FROM CERVICAL INTRAEPITHELIAL NEOPLASIA Omsk State Medical University, Omsk Summary The goal of the research is to assess the level and the characteristic features of quality of life (LQ) associated with health of women suffering from cervical intraepithelial neoplasia (CIN) depending on ex damage volume.
The investigation of LQ was carried out using the international questionnaire MOS SF-36 in women having verified CIN and living in Omsk (n=55).
The control group was represented by 58 women free of CIN.
Decreasing of the LQ rate in women with CIN on the GH scale (52,0 (40,0-62,0) и 62,0 (52,0-67,0) points, p=0,0084 respectively), and on the MH scale (60,0 (40,0-72,0) и 70,0 (60,0-80,0) points, p=0,004 respectively) in comparison with healthy women has been determined. LQ of patients with CIN I hasn’t been significantly different from LQ of women in the control group. In patients with CIN II-III statistically significantly lower LQ assessment scales GH, VT, SF, RE, MH, and Mh the total scale in comparison with the patients with CIN I were observed.
Developing CIN II and CIN III have been revealed to result in LQ deterioration mainly regarding the psychological component of health.
It confirms a high social significance of the problem of CIN. Key words: CIN, quality of life, SF-36.
Злокачественные новообразования — проблема высокой социальной значимости, особое место среди которых занимают опухоли женской репродуктивной системы [4].
По данным IARC рак шейки матки (РШМ) находится на 4 месте среди всех видов рака у женщин и является вторым по распространенности видом рака репродуктивной системы у женщин в мире [2]. В РФ наблюдается тенденция к росту заболеваемости РШМ за последние 15 лет [1].
Поэтому вопросы профилактики РШМ, включая раннюю диагностику предрака, являются приоритетными.
В последние годы значительное внимание уделяется оценке качества жизни, связанного со здоровьем (КЖ) у женщин с различной генитальной патологией, однако остается недостаточно освещенным вопрос о КЖ у больных с предраком шейки матки или CIN.
Цель исследования — оценить уровень и характери- викальной интраэпителиальной неоплазией (CIN) в стики КЖ, связанного со здоровьем, у женщин с цер- зависимости от степени поражения.
Чем федеральный льготник отличается от регионального?
Первое отличие – законы, которыми устанавливается и регулируется соцпомощь. Это ФЗ и региональные законодательные акты.Второе отличие – уровень бюджета, финансирующего получение лекарств.Еще один нюанс – орган, занимающийся оформлением и выдачей компенсаций: ПФ России или местные отделения соцзащиты.Наименования, количество федеральных лекарств – фактически закрыты. Внести в них какие-либо изменения можно только на высшем уровне.
Региональные списки, как самих медикаментов, так и людей.