При определении кадастровой стоимости земельного участка не учи
Оглавление:
- Понятия, относящиеся к определению и использованию кадастровой стоимости
- Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости
- Приложение. Акт определения кадастровой стоимости земельных участков
- Новые правила определения кадастровой стоимости земельного участка
- Как узнать кадастровую стоимость. Госпошлина
- Оспаривание
- Исчисляем земельный налог, если кадастровая стоимость поменялась или неизвестна
- III. Определение кадастровой стоимости помещения, машино-места
- Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка
- Внесудебное оспаривание результатов кадастровой оценки
Понятия, относящиеся к определению и использованию кадастровой стоимости
- Что такое единичная методологическая ошибка?
- Что такое поправочный коэффициент?
- Что такое государственная кадастровая оценка?
- Что такое удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС)?
- Что такое системная техническая ошибка?
- Что такое модель оценки?
- Что такое единичная техническая ошибка?
- Что такое ценообразующий фактор?
- Что такое индивидуальная оценка (когда она применяется)?
- Что такое оценочная группа?
- Что такое ценовая информация и как её посмотреть?
- Что такое системная методологическая ошибка?
- Что такое кадастровая стоимость?
1. Что такое кадастровая стоимость?
Кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ.
2. Что такое государственная кадастровая оценка? Государственная кадастровая оценка – совокупность установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном указанным Федеральным законом. 3. Что такое модель оценки? В соответствии с действующим законодательством при проведении оценки оценщик в случае, если это позволяет рынок недвижимости, на основе ценовой информации этого рынка осуществляет статистическое (математическое) моделирование – строятся модели оценки для каждой оценочной группы.
Модель оценки – уравнение, составленное оценщиком, с использованием которого определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Модель включает несколько переменных (ценообразующих факторов), которые, согласно выводам оценщика, влияют на величину кадастровой стоимости. Например, в качестве ценообразующего фактора может применяться местоположение объекта недвижимости — район расположения объекта, материал стен, наличие инфраструктуры). При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путём подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранную оценщиком.
Как правило, при подстановке соответствующих объекту недвижимости значений в модель оценки получается удельная стоимость объекта недвижимости (стоимость в расчете на 1 кв.
метр – удельный показатель кадастровой стоимости), умножение которой на площадь объекта недвижимости и дает результирующую кадастровую стоимость.
4. Что такое оценочная группа? При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки объекты недвижимости, стоимость которых определяется в ходе проведения государственной кадастровой оценки, распределяются оценщиками по группам по принципу «схожести», подобности.
Например, земельные участки под многоквартирными домами в одном населенном пункте. Для группы моделируется единая оценочная формула (модель оценки), на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу.
5. Что такое ценообразующий фактор? Ценообразующий фактор – качественная или количественная характеристика объекта недвижимости (например, расстояние до объектов инфраструктуры, местоположение, наличие коммуникаций), влияющая, согласно выводам оценщика, на стоимость объекта недвижимости. Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов и их выбор осуществляется оценщиком.
При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путём подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, определённую оценщиком. 6. Что такое удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС)? Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) – кадастровая стоимость в расчёте на единицу площади объекта недвижимости (кв.м.).
7. Что такое индивидуальная оценка (когда она применяется)? В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки оценщик вправе принять решение оценить объект недвижимости индивидуально.
В результате такой оценки составляется отдельный отчет, в котором содержится информация о том, как проведена оценка. Такие отчеты являются частью отчета о кадастровой оценке, который можно скачать из карточки отчета. 8. Что такое поправочный коэффициент?
Поправочный коэффициент – величина, определяемая оценщиком и применяемая в целях нивелирования специфических колебаний модели относительно отдельного (отдельных) ценообразующих факторов.
Например, поправочный коэффициент (понижающий стоимость) может быть применен в случае наличия у оценщика информации о принадлежности объекта недвижимости к фонду ветхого, аварийного жилья.
Для просмотра сведений о ценовой информации, соответствующей сложившемуся уровню рыночных цен и использованной оценщиком при построении модели оценки, следует в карточке объекта недвижимости нажать ссылку «Посмотреть» (под блоком «Описание ценообразующих факторов объектов оценки, использованных при построении модели оценки»). В результате откроется окно, в котором приведены основные характеристики объектов ценовой информации.
Для просмотра характеристик каждого объекта ценовой информации следует в открывшемся окне нажать кнопку «Посмотреть».
Для возврата в предыдущее окно необходимо в правом верхнем углу нажать крестик «Закрыть». Чтобы вернуться к просмотру карточки отчёта, следует в открывшемся окне нажать кнопку «Вернуться». 10. Что такое единичная техническая ошибка?
Единичная техническая ошибка – описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости. 11. Что такое системная техническая ошибка? Системная техническая ошибка – описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.
12.Что такое единичная методологическая ошибка?
Единичная методологическая ошибка – несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, допущенное при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости. 13.Что такое системная методологическая ошибка? Системная методологическая ошибка – несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, допущенное при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.
Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости
С 01.01.2017 до 01.01.2021 Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлен переходный период, в течение которого в субъектах Российской Федерации осуществляется переход к проведению государственной кадастровой оценки по новым правилам, установленным данным законом.
Информация о проведении государственной кадастровой оценки в субъектах Российской Федерации размещена в Результаты определения кадастровой стоимости, полученные в установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» порядке, могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.
Вместе с тем в субъектах Российской Федерации, не перешедших на проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам, продолжают действовать результаты государственной кадастровой оценки, полученные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Такие результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.
Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Информация о работе комиссий размещается на официальных сайтах уполномоченных органов субъекта Российской Федерации в сети «Интернет».
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены: юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц; органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением отдельных случаев). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.
Заявление может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр.
Заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
Заявление можно подать со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки, по итогам оспаривания кадастровой стоимости или в результате определения кадастровой стоимости в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений.
К заявлению необходимо приложить: выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа. Заявление не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов.
К заявлению об оспаривании могут также прилагаться иные документы. Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620. По каждому планируемому к рассмотрению на заседании комиссии заявлению об оспаривании на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещается следующая информация: дата, время и место проведения заседания комиссии; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя (если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (если заявление об оспаривании подано указанными органами); кадастровый номер объекта (кадастровые номера объектов) недвижимости, в отношении которого (которых) подано заявление об оспаривании, место (места) нахождения указанного объекта (указанных объектов) недвижимости.
Срок рассмотрения комиссией заявления не может превышать тридцати дней со дня его поступления.
Комиссия вправе принять: решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; решение об отклонении заявления об оспаривании. В случае принятия комиссией решения об отклонении заявления об оспаривании в таком решении должно быть указано его обоснование.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. Голосование по всем вопросам проводится открыто в присутствии лиц, принимавших участие в заседании комиссии. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования.
Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии.
Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Приложение. Акт определения кадастровой стоимости земельных участков
Приложение(с изменениями на 20 декабря 2007 года)(В редакции, введенной в действиес 13 марта 2012 года.
-См. )УТВЕРЖДАЮ:Руководитель (Наименование отдела Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения)(подпись)(Ф.И.О.)(дата)Кадастровый квартал N Номер земель-ного участка в кадаст-Основание (я) опреде-ления кадастро-вой стоимости Номераисходныхземельныхучастков
Категория земель Разрешенное использование Площадь,кв.м Удельныйпоказателькадастровойстоимостиземель,руб./кв.м Кадастровая стоимость,руб.
ровом квар-тале земель-ного участка Наиме-нова-ние реквизиты документа-основа-ния Наиме-нова-ние реквизиты документа-основа-ния значение площади значе-ние уточ-ненной площа-ди значение площади вновь образуе-мого земель-ного участка значе-ние рекви-зиты доку-мента об утверж-дении значе-ние рекви-зиты доку-мента об утверж-дении 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 1 2 3 …n Составил:(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата) Примечания: Записи в Акт определения кадастровой стоимости земельных участков вносятся построчно.
Существующие земельные участки в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков располагаются по порядку возрастания кадастровых номеров в графе «01». Записи о вновь образуемых земельных участках располагаются перед записями об исходных земельных участках, из которых они образованы. При этом кадастровые номера исходных земельных участков в графе «01» не указываются.Номер вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале вносится в графу «01» после удостоверения соответствующим уполномоченным лицом указанного в пункте 1.3 настоящих Методических указаний органа или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения внесенных в открытый подраздел сведений и утверждения Акта определения кадастровой стоимости земельных участков.
Графа «03» заполняется для вновь образуемых земельных участков. В графе «04» для существующих земельных участков, в отношении которых осуществлен перевод в другую категорию земель либо которые отнесены к определенной категории земель, указывается наименование категории земель, перевод (отнесение) в которую осуществлен.
В графе «05» указываются реквизиты документа-основания, в соответствии с которым установлена категория земель вновь образуемого земельного участка, осуществлен перевод в другую категорию земель существующего земельного участка либо существующий земельный участок отнесен к определенной категории земель. Для земельных участков, являющихся источником образования новых, графа «05» не заполняется. 5. В графе «06» в случае изменения вида разрешенного использования существующего земельного участка новый вид разрешенного использования указывается в соответствии с утвержденным в установленном порядке градостроительным регламентом либо решением органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В графе «07» указываются реквизиты документа-основания, в соответствии с которым установлен вид разрешенного использования вновь образуемого земельного участка либо изменен вид разрешенного использования существующего земельного участка. Для земельных участков, являющихся источником образования новых, графа «07» не заполняется.
Как рассчитывается кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений и иных объектов недвижимости
В процессе оценки определяют не только стоимость земли, но и любой недвижимости, на ней расположенной.
Порядок расчета аналогичен земельным участкам, но коэффициенты, влияющие на стоимость, будут несколько отличаться. Например, для строения любого типа имеет значение материал стен и год постройки: кирпичный дом стоит дороже деревянного, а ветхое здание — дешевле нового.
Поскольку любое сооружение считают неотделимым от земли, их кадастровую стоимость суммируют. Например, мы рассмотрели участок в 10 соток с КС, равной 1 000 000 рублей.
Если на нем расположен дом, оцененный в 2 000 000 рублей, и гараж с ценой 500 000, то стоимость участка в документах будет уже 3 500 000 рублей.
Новые правила определения кадастровой стоимости земельного участка
12 апреля 2021Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.Кадастровая стоимость земельного участка служит базой при расчете по земельному налогу (п. 1 ст. 390 НК РФ). Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения кадастровой оценки.
В настоящее время применяются два порядка определения кадастровой стоимости:
- Старый порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- Новый порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Новый порядок определения кадастровой стоимости земельного участка применяется, если в субъекте РФ было принято соответствующее решение.В этом случае кадастровая стоимость определяется путем проведения государственной кадастровой оценки, которая включает в себя принятие решения о ее проведении и подготовку к ней, определение кадастровой стоимости и утверждение результатов кадастровой оценки.Кадастровая оценка проводится не более одного раза в три года (в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — один раз в два года) и не менее чем один раз в пять лет.Два порядка определения кадастровой стоимости будут применяться в период с 1 января 2017 г. до 1 января 2021 г.Решение о проведении кадастровой оценки принимает уполномоченный орган субъекта РФ. В таком решении определяются виды объектов недвижимости и категории земель, по которым проводится оценкаОценивает земельные участки бюджетное учреждение, создаваемое в субъекте РФ.Подготовка к проведению кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации о земельных участках, кадастровая стоимость которых оспорена.
Сбор и обработку указанной информации проводит бюджетное учреждение. Она должна быть закончена до 1 января года, в котором будет определяться кадастровая стоимость.Бюджетное учреждение рассчитывает кадастровую стоимость в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226.Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на дату составления перечня объектов и определяется из расчета наиболее вероятной цены недвижимости, по которой она может быть приобретена, независимо от наличия ограничений на ее распоряжение.При определении кадастровой стоимости земельного участка учитывается фактический вид его использования.По результатам определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение составляет проект отчета в форме электронного документа.Бюджетное учреждение должно разместить проект отчета о кадастровой оценке на своем сайте в течение трех рабочих дней. В этот же срок сведения о месте его размещения и сам проект отчета направляется в Росреестр для проверки на его соответствие установленным требованиям.Сведения и материалы из проекта отчета, который готовит бюджетное учреждение, размещаются в Фонде данных государственной кадастровой оценки.
Ознакомиться с ними можно в течение 60 дней со дня их размещения.Если после изучения материалов отчета возникнут возражения или уточнения, то замечания на отчет можно подать в течение 50 дней со дня публикации сведений и материалов в фонде данных. Замечания подаются лично в бюджетное учреждение или через многофункциональный центр (МФЦ), направить почтой либо через Интернет.По результатам рассмотрения замечаний, кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена.Отчет о кадастровой оценке утверждает уполномоченный орган субъекта РФ. Для этого в течение 20 рабочих дней, со дня его получения от бюджетного учреждения, принимается акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу с 1 января года, следующего после проведения оценки, при условии что он опубликован не позднее чем за месяц до окончания года.При несогласии с кадастровой стоимостью земельного участка, ее можно оспорить.
Как узнать кадастровую стоимость.
Госпошлина
Сведения можно посмотреть на сайте или узнать в ближайшем отделе Росреестра, где осуществляется регистрация прав собственности и постановка участка на кадастр. Можно заказывать информацию такими способами:
- сделать запрос онлайн через сайт госуслуг или Росреестра;
- обратиться с заявкой лично в Росреестр или МФЦ.
В случае личного обращения заявитель получает официальную выписку из ЕГРН об основных характеристиках и правах на недвижимое имущество. В ней указываются не только сведения об участке и правообладателе, но и точная величина кадастровой стоимости.
Данная услуга является платной. Согласно данным Росреестра, оплачивается госпошлина в размере 400 рублей гражданами и 1100 рублей юридическими лицами.
При запросе в электронном варианте – 250 и 700 рублей соответственно.
Оспаривание
В течение 6 месяцев со дня опубликования результатов ГКО принимает претензии землевладельцев. Обнаружив ошибку, вам надлежит обратиться в уполномоченную комиссию с запросом о рассмотрении неправомерно назначенной общей кадастровой стоимости или её удельного показателя.
Для того чтобы обратиться в комиссию, напишите заявление на имя председателя комиссии и представьте документы, которые подтверждают ваш статус правообладателя участка. Обращение в комиссию недопустимо со стороны третьих лиц, обращаться с запросом необходимо лично. В заявлении необходимо обосновать, на каком основании вы считаете, что выданные вам сведения являются ошибочными.
Если в решении вашего вопроса вам будет отказано, на основании отказа вы можете предъявить иск в суд. В таком случае председатель комиссии выступит в качестве ответчика в суде. При подаче иска в суд возьмите в Росреестре выписку об оценке вашего участка.
Как правило, при обнаружении ошибки, которая отличается от актуальной стоимости не более чем на 30%, комиссия принимает самостоятельное решение об изменении кадастровой стоимости. В других случаях приходится прибегать к услугам профессиональных независимых экспертов и предоставлять выданное ими заключение.
В некоторых случаях, когда возникают обстоятельства, нанёсшие урон плодородию почв или аналогичные им, появляется необходимость изменения кадастровой стоимости в связи с произошедшими изменениями в структуре почвы, утратившей некоторые полезные свойства и позитивные характеристики. Такие случаи допускают изменения кадастровой стоимости в течение 5 лет, но до начала назначения новой стоимости.
Исчисляем земельный налог, если кадастровая стоимость поменялась или неизвестна
Земельный налог уплачивается в отношении участков, поставленных на кадастровый учет. Но бывает, что кадастровая стоимость на участок не определена и нет акта, устанавливающего стоимость такого участка. Как рассчитать налог в этом случае?
Давайте разбираться.Узнаем кадастровую стоимость земли База для расчета земельного налога определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом. По земельным участкам, образованным в течение календарного года, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сведения о кадастровой стоимости доводятся до плательщиков земельного налога двумя способами: 1) предоставляются по письменному заявлению в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; 2) размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в интернете.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52
«О порядке доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщика»
.
Получается, чтобы определить налоговую базу по земельному налогу, нужно подать заявление о предоставлении сведений либо найти необходимые данные в интернете. Первый вариант предпочтительнее, так как предприятие будет иметь письменное подтверждение кадастровой стоимости своего участка.Если кадастровая стоимость пересмотрена Бывает, что региональные власти пересматривают (чаще всего повышают) кадастровую стоимость земли задним числом. К примеру, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г.
№ 236-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Московской области по состоянию на 1 января 2010 года. И у организаций, уплачивающих земельный налог, возник закономерный вопрос: нужно ли произвести пересчет налоговой базы за 2010–2011 годы? По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15 марта 2012 г.
№ 03-05-05-02/15, при утверждении новых результатов государственной оценки земельный налог нужно пересчитать.
Но только в том случае, если это улучшает положение налогоплательщика. Однако необходимо учесть один нюанс.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г.
То есть Конституционный суд отсылает нас к статье 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах: – вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; – акты, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства и пр., обратной силы не имеют; – акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они это прямо предусматривают.
Поскольку в распоряжении № 236-РМ не указано, что оно распространяется на предыдущие периоды, то для целей расчета земельного налога оно вступает в силу только с 1 января 2012 года.
Аналогичными аргументами можно воспользоваться, если сходная ситуация сложилась в иных регионах.Если кадастровая стоимость земли не определена А вот если кадастровая стоимость земельного участка вообще не определена, следует руководствоваться положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.
№ 137-ФЗ. То есть для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости). В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 (далее – постановление № 319) ежегодно определять нормативную цену земли обязаны органы исполнительной власти субъектов РФ.
Документ о нормативной цене земли выдают заинтересованным лицам районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (п. 4 постановления № 319). Если окажется, что кадастровая стоимость земельного участка не определена, налогоплательщик должен обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству за документом о нормативной цене участка. Если же и нормативная цена земли не определена, то, по мнению Минфина России (письмо от 15 марта 2012 г.
№ 03-05-05-02/15), в этом случае отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога. Для того чтобы подтвердить тот факт, что кадастровая стоимость и нормативная цена для конкретного земельного участка не установлены, желательно иметь соответствующие документы от уполномоченных органов.Межевание земли Бывают случаи, когда на тот или иной участок нет документов о межевании. Но в то же время участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с приблизительной площадью.
Возникает ли в данном случае обязанность по уплате земельного налога? По мнению чиновников, возникает (письмо Минфина России от 19 апреля 2012 г. № 03-05-06-02/32). Без межевания участка невозможна госрегистрация права на него.
Однако если в ЕГРП отсутствует информация о существующих правах на участок, то плательщик земельного налога определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих право на землю.
Это установлено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ. Такими документами могут быть оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы; соответствующее решение о предоставлении земельного участка и т. д.Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №6, июнь 2012 г.
- , налоговый консультант
Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.
Публикуйте любой контент про вашу компанию.

III. Определение кадастровой стоимости помещения, машино-места
13.
Кадастровая стоимость помещения (за исключением случая, предусмотренного ) определяется путем умножения площади помещения:а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, сооружении, в которых расположено такое помещение;б) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для кадастрового квартала, в котором расположено такое помещение (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в );в) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположено помещение (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в и );г) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для населенного пункта, в котором расположено помещение (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в — , и расположения помещения в границах населенного пункта);д) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено помещение (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в — , и расположения помещения в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в — , и расположения помещения вне границ населенных пунктов);е) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположено помещение (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в — );ж) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в — ).14.
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений в здании, сооружении, в которых расположено помещение, машино-место, рассчитывается как отношение суммарной кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, сооружении к суммарной площади помещений соответствующего назначения в здании, сооружении, имеющих ненулевое значение кадастровой стоимости.
Проведение государственной кадастровой оценки на территории России урегулировано отдельным федеральным законом
Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта. Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.
Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением внеочередной оценки.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки.
Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.
Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.
Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме отдельных положений.
Дата публикации на сайте: 04.07.2016
Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка
Государственная кадастровая оценка — это совокупность действий, которая включает в себя: — принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; — формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; — отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; — определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; — экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; — утверждение результатов определения кадастровой стоимости; — внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается по специальной формуле и определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.
Результатом государственной кадастровой оценки становится определение кадастровой стоимости земельного участка. Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.
Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами: 1) путем обращения в суд; 2) при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в порядке, который определен ст.
24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Оспорить результаты кадастровой стоимости могут физические лица в случае, если кадастровая стоимость затрагивает их права и обязанности. Предварительное обращение физических лиц в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным условием для обращения в суд.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: — кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; — нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; — документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; — отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления на рассмотрение.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка на день рассмотрения не определена, отсутствует спор о размере кадастровой стоимости
Собственник земельного участка (муниципальное образование) обратился в областной суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Причиной, послужившей основанием для подачи заявления, явился тот факт, что кадастровая стоимость земельного участка равна нулю, поскольку для группы вида разрешенного использования удельный показатель в момент массовой кадастровой оценки не рассчитывался (хотя группа видов разрешенного использования имелась) и, соответственно, представительным органом не был утвержден.
Определить кадастровую стоимость в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка ФГБУ
«Федеральная кадастровая палата ФСГР кадастра и картографии»
не смогла. Установление же кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо для опредления выкупной цены земельного участка.
Так вот, рассмотрев дело, суд пришел к следующму выводу: «согласно ст.
3 ФЗ от 29.07.1998г. № 135-ФЗ» «Об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результатае проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассморения споров о результатах определения кадастровой стоимости, либо в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.» «.статья 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты кадастровой оценки затрагиват их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об опредлении рыночной стоиомсти данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость. Таким образом, поводом для обращения в суд на основании пункта 8 части 1 ст.26 Гражданского процессуального кодекса РФ является несогласие заинтересованного лица с результатом определения кадастровой стомости.» Поскольку кадастровая стоиомость земельного участка на день рассмотрения дела в суде не определена, отсутствует спор о размере кадастровой соимости, подсудный Областному суду, подлежащий рассмотрению в порядке пункта 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ.
» «При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований .» Возникает вопрос, суды вообще в курсе, для чего заявители обращаются в суды и каковы последствия подобных решений? У муниципального образования дилемма — за какую стоимось отчуждать земельный участок, не за ноль же рублей?
В ст.39.4 ЗК РФ указано, что стоимость земельного участка при заключении договора купли-продажи не может превышать его кадастровую стоимость, нормативного акта, устанавливающего расчет цены выкупа в порядке под.3 пунта 2 ст.39.4 ЗК РФ МО не имеет. Как быть собственику объектов на земельном участке — ждать, пока МО примет (если примет) нормативый акт, устанавливающий расчет цены выкупа, независимо от кадастровой стоимости в соответстии с под.3 пунта 2 ст.39.4 ЗК РФ.
А в случае, если речь идет о земельном участке, право на который зарегистрировано за РФ, можно вообще не дождаться такого нормативного акта.
Ваше мнение, коллеги.
Внесудебное оспаривание результатов кадастровой оценки
Юристы Правового центра ДВА М имеют значительный опыт сопровождения споров, связанных с оспариванием кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке.
В сфере споров о кадастровой стоимости ООО «Правовой центр два М» предлагает следующие услуги:
- правовое сопровождение возврата (зачета) платежей за землю, если такая возможность появляется после пересмотра результатов кадастровой оценки.
- оценка перспектив и предпочтительных оснований внесудебного обжалования кадастровой стоимости, подготовка юридических заключений и «дорожных карт» по порядку оспаривания;
- сопровождение внесудебного оспаривания результатов кадастровой оценки;
Споры о результатах кадастровой оценки рассматриваются комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, создаваемых при Управлениях Росреестра по субъекту РФ.
Право на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости имеют собственники земельных участков (капитальных объектов) и их арендаторы, если кадастровая стоимость является базой для начисления арендных платежей.
Также правом оспаривания наделены иные лица, чьи права могут быть затронуты проведенной оценкой. Основаниями для пересмотра результатов кадастровой оценки являются:
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
Согласно статистике Росреестра, в 2021 г. комиссии по рассмотрению споров вынесли положительное решение в отношении 60 % от общего числа рассмотренных обращений (тогда как судами удовлетворено 91% исков о снижении кадастровой стоимости).
В результате обращения правообладателей в комиссии по рассмотрению споров кадастровая стоимость была снижена в среднем на 20,6 % (для судебного оспаривания данный показатель составляет 41,4 %).