Осуществление защиты прав граждан
Оглавление:
Роль международного права в вопросах защиты прав и свобод человека
Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному. Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами.
На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. нашло развитие это положение.
Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона. Таким образом, для всех право- и дееспособных субъектов права, которые проживают в рамках границ государств, которые входят в Совет Европы, в ситуациях, когда исчерпаны возможности защиты своих прав на основании национального законодательства, допустимо обратиться в Европейский Суд по правам человека.
Одно из ключевых достижений в международном регулировании прав человека – это создание и работа межгосударственной структуры их защиты. Сегодня на основании положений международных договоров определилась конкретная структура межгосударственных органов, которые наделены функциями международного контроля за работой страны в направлении обеспечения прав гражданина. Контроль такого рода происходит на разных стадиях.
Речь идет об универсальной стадии, когда в работу вступают ключевые и ряд вспомогательных органов ООН; об региональной стадии, под которой понимается Европа на стадии Совета Европы и ряду других институтов, в американских странах – в области Организации американских государств. Ряд международных правозащитных институтов сформированы и на постсоветском пространстве в рамках СНГ.
Для каждого человека должно быть свойственно осуществлять свободный выбор способов защиты прав человека.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»
УДК 34 ББК 67 основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина в российской федерации НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА ТИТОВА Старший преподаватель кафедры «Транспортное право» Юридического института Московского Государственного университета путей сообщения (МИИТ) Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право E-mail: Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация: Рассматривается определение юридической категории «защита прав человека», анализируются основные (юрисдикционный и неюрисдикционный) способы защиты прав и свобод человека и гражданина. Ключевые слова: права человека и гражданина, судебная защита, несудебная защита, Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Президент РФ, Уполномоченный по правам человека, Европейский Суд по правам человека, порядок обращения граждан РФ, самозащита.
Annotation. the article discusses the legal definition of «human rights», main (jurisdictional and non-jurisdictional) methods of protection of the rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: human rights and citizen protection in the courts, non-judicial protection, the Constitution, the universal Declaration of human rights, the President of the Russian Federation, the Commissioner for human rights, the European Court of human rights, the treatment of citizens of the Russian Federation, self-defense. Обеспечение прав и законных интересов граждан является социальной ценностью, и, возможно лишь при действенном механизме законодательного урегулирования общественных отношений, стабильности правовых институтов, соблюдения равенства в правоприменительной практике, неотвратимости государственного принуждения при совершении правонарушений и преступлений, реальное соблюдение законных прав человека в деятельности государственных органов.
Защита прав человека и гражданина осуществляется различными «способами защиты».
Сама сущность способа защиты подразумевает требования, определяющие сам порядок защиты.
Различные научные школы по разному классифицируют эту правовую категорию.
Ряд ученых предлагают делить способы защиты на централизованный и децентрализованный; другие ученые различают сложное и простое регулирование защиты прав1.
Необходимо отметить, что в юридической литературе, зачастую наряду с термином «защита прав человека» можно встретить термин « охрана прав человека». Например, Н.В. Витрук, полагает, что эти две дефиниции взаимозаменяемы, объясняя это тем, что и «защита» и «охрана» направлены на достижение одного результата2.
Несколько противоположно мнение по этому поводу А.В.
Стремоухова, который отмечает, что эти две категории нельзя отождествлять, ведь «охрана права» присутствует всегда, даже когда нет нарушения прав, а «защита права» наступает лишь в случае правонарушения3. В настоящей статье рассмотрим основные способы защиты прав человека и гражданина, подразделив условно их на юрисдикционные и неюрисдикционные. Юрисдикционная форма защиты подразумевает деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав4.
Её суть заключается в том, что лицо, чьи законные интересы были нарушены неправомерными действиями другого лица, должностного лица, либо организацией имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам, которые полномочны принять меры пресечения нарушения и восстановить лицо в нарушенных правах.
Юрисдикционный способ защиты прав граждан можно поделить на два основных вида: судебная защита и внесудебная. Судебная защита на современном этапе развития общества занимает центральное место среди всех видов защиты прав5.
Под ней понимается рассмотрение дел, споров, о защите нарушенных прав и законных интересов граждан, юридических лиц, любой организационно-правовой формы во всех судах, входящих в судебную систему РФ, деятельность Международного Суда ООН и Европейского Суда по правам человека. Основное место суда в защите прав граждан можно объяснить рядом причин: • суд независим, подчиняется только действующему законодательству, соблюдается принцип равенства всех перед судом и законом; • особая процессуальная форма судебного разбирательства, которая позволяет рассмотреть дело по существу в зале суда; • решение суда обязательно для исполнения, либо при отказе от исполнения судебных предписаний, следуют санкции; • в судебном порядке граждане могут защищать любое нарушенное субъективное право и законный интерес. Ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» признает, что « каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В Ст. 10 Всеобщей Декларации прав человека по этому поводу отмечено
«каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»
.6 В Российском государстве право на защиту гарантируется ч.1 ст.46 Конституции 1993 года, в которой прописано, что « каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»7. Причем важно отметить, что «каждый» в данной статье имеется в виду, и гражданин РФ, и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Защите подлежат права и свободы как прописанные в Основном Законе, так и в отраслевых нормативно — правовых актах.
Судебной защите подлежат и те права граждан, которые были нарушены в следствии неправомерной деятельности должностных лиц, совершенных по причине прямого нарушения закона, либо превышения полномочий. Так же граждане, чьи свободы и права были нарушены в следствии незаконных действий го- сударственных органов и общественных организаций имеют право обращения в суд за защитой и восстановлением в нарушенных правах.
Важно отметить, что объектом обжалования, могут быть не только лица, совершившие подобные действия, но и законы, Указы Президента, постановления Правительства и другие результаты правотворческой деятельности соответствующих органов власти.
Тем самым, осуществляется контроль и надзор за законностью в государстве и обеспечивается приоритет прав и свобод человека и гражданина перед любыми действиями государства.
Каждый имеет право воспользоваться правом на защиту, то есть привлечь адвоката, либо другое лицо, которое будет представлять интересы истца в суде.
По результатам рассмотрения дела по существу, суд выносит решение (по гражданским делам), приговори (по уголовным делам), которое обязательно для исполнения и государственными органами, и органами местного самоуправления, и гражданами. iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис . Конституция РФ так же предполагает в ч.3 ст.46 право граждан на обращение по защите основных прав и свобод в межгосударственные органы. Но, особо отмечается, что это право может быть использовано лишь в том случае, когда пройдены все внутригосударственные инстанции, полномочные осуществлять правовую защиту.8 Внесудебные формы защиты прав граждан определяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией нормативно-правовыми актами, которые устанавливают сферу действий и полномочий органов исполнительной власти в конкретных сферах жизнедея-тельности9. В Основном Законе закреплены положения об особом месте человека в системе конституционных отношений и охрана его прав выдвигается в качестве основополагающего принципа, действующего в гражданском обществе и государстве.
Для реализации этого принципа должны существовать действенные механизмы защиты и гарантий прав личности.
Внесудебной защитой прав и законных интересов признается порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, общественными объединениями, а так же нотариальная форма».10 Президент РФ в соответствии с ст.
80, ст.85, ст. 115 Конституции является гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы обеспечить необходимые условия соблюдения прав человека, все органы власти выполняют свои конституционные обязанности.
Президент наделен Конституцией особыми полномочиями, призванными обеспечивать согласование функционирования и взаимодействия всех органов власти, разумеется без вторжения в сферу их компетенций. Обязанностью Президента, в контексте прав человека и гражданина, является надзор и контроль за соответствием текущего законодательства Конституции РФ 1993 года.
Иначе, при выявлении коллизии, он имеет право потребовать от каждого органа неукоснительного соблюдения норм о правах и законных интересах граждан, либо вообще принять решительные меры и принудить к действию.
На современном этапе, существует отдельное направление деятельности прокуратуры, осуществляющее надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан. По статистическим данным в сфере соблюдения прав человека и гражданина приходится 30 % нарушений законодательства, которые выявляются деятельностью прокурорских работников. Так же, прокуроры, при реализации правозащитной функции принимают на рассмотрение около полутора миллионов обращений граждан.12 Административная защита прав граждан, как вид юрисдикционного способа защиты имеет широкую сферу применения.
Её основное преимущество перед судебной защитой является то, что она имеет возможность более быстрого рассмотрения споров; деятельность направлена на поиск компромиссов; отсутствие длительной судебной процедуры, процессуальных проволочек; отсутствие оплаты государственной пошлины. На сегодняшний день, такая, на первый взгляд «простая» форма защиты имеет и свои минусы, например, большое количество органов административной юрисдикции, что, несомненно вызывает много вопросов о подведомственности.
Внесудебная защита прав граждан на международном уровне может осуществляться в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.
Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Про- токолу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года.
Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года.
Правовое регулирование обращения граждан и обязанность органов власти реагировать, рассматривать жалобы и давать ответы заявителям регламентировано ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ
« О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
. Институт Уполномоченного по правам человека занимает особое, важное место среди несудебной защиты прав граждан. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г.
(пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В Российской Федерации с 18 марта 2014 года должность занимает Элла Александровна Памфилова. Должность учреждена Уставом в соответствии с Федеральным конституционным законом
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан.
В соответствии с законом, Уполномоченный по правам человека выполняет ряд функций: восстановление нарушенных прав человека и гражданина; совершенствование законодательства в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; рассмотрение жалоб граждан и принятие мер по их восстановлению; подготовка ежегодного доклада о деятельности и положении дел в этой сфере и направление его Президенту РФ, Совету Федерации; выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; развитие и пособничество к международному сотрудничеству в сфере защиты прав. Одним из основных видов неюрисдикционных способов защиты является самозащита.
Ч. 2 ст.45 Конституции РФ прописывает
«каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»
. Законные способы самозащиты разнообразны: обжалование действие различных инстанций; обращение в правозащитные организации; привлечение средств массовой информации к сложившейся проблеме по ущемлению прав, свобод и интересов13.
Предусматривается в нашем государстве и общественная форма защиты прав граждан, которая осуществляется через неправительственные организации, которые выполняют следующие функции: Поощрение свободы выражения мнения; активизация деятельности государства в области защиты прав человека; мобилизация граждан на участие в демократических процессах; выражение запросов граждан.
К ним так же принято относить коллегии адвокатов, члены которой, оказывают гражданам профессиональную поддержку в сфере защиты прав и законных интересов в случае их ущемления. Основными способами (видами) защиты прав человека в российском государстве являются: 1) защита прав органами публичной власти; 2) защита прав граждан общественными объединениями; 3) самозащита прав человеком, включающая в себя: • обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; • публичные выступления граждан в защиту своих прав; • обращения в общественные объединения средства массовой информации и правозащитные организации; • обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан; • обращения в международные органы по защите прав человека.
1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Спб., 2004. С.419 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 2 Витрук Н.В.
Обща теория правового положения личности. М.: Норма, 2008 С.415 3 Стремоухов А.В.
Правовая защита человека. СПб.: ИЗд-во СПбГУП.
2007. С. 166 4 Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоре-тико-правовой подход // Правовая инициатива.
2014. № 3. С. 9 -15. 5 Коровяковский Д.Г. Юридическое образование, профессиональное правосознание и правовая культура в условиях демократического правового государства // Экономика и право. XXI век. 2014. № 4. С. 96-108.
6 Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Сборник международных документов. М.: Норма, 2004 7 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 8 Решетов Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Рос-сийской Федерации.
А. Защита прав и свобод человека // Законность.
2008. №9. С.22 13 Баглай М.В. Конституционное право РФ. Москва. 2001. С.203 Литература Нормативно — правовые акты: 1.
Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Принята резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года 2. Конвенция о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года 4. Конституция Российской Федерации 1993 года, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
// Собрание законодательства РФ 5. Федеральный Конституционный закон
« Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
№ 1- ФКЗ, принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года 6.
Федеральный Закон « О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17 ноября 1995 года, с изменениями на 17 февраля 2015 год 7. Федеральный Закон
« О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
№ 59- ФЗ от 2 мая 2006 года Reference: Regulatory legal acts: 1.
Universal Declaration of Human Rights from the 10th of December in 1948. It was adopted by the resolution 217 A of the United Nations General Assembly on the 10th of December in 1948.
2. Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms from the 4th of November in 1950.
3. International Covenant on Civil and Political Rights. It was adopted by the resolution 2200 A (XXI) of General Assembly from the 16th of December in 1966.
4. Constitution of the Russian Federation of the 1993d year, it was adopted by nation-wide vote on the 12th of December in 1993.//Collection of laws of the Russian Federation.
5. Federal Constitutional Law
«On the Commissioner for human rights in Russian Federation»
№ 1-FCL, It was adopted by the State Duma on the 25th of December in 1996. 6. Federal Law
«On the Office of the Public Prosecutor of the Russian Federation»
№ 2202-1 from the 17th of November in 1995 with the revisions in the 17th of February in 2015.
iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис . 7. Federal Law
«On the order of consideration of citizens of the Russian Federation»
№ 59-FL from the 2d of May 2006. литература 1. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма. 2001. С. 389 2. Бывальцева С.А.
Защита прав и свобод человека //Законность. 2008. № 9. С. 22 3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности.
М.: Норма. 2008 4. Комаров С.А.
Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 419 5. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа: Полиграф- сервис.
2010. С. 400 6. Решетов Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. №2. С. 113 7. Стремоухов А.В.
Правовая защита человека. СПб.: Изд-во СПбГУП. 2007 г. 8. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: диссер.
Канд. Юрид. Наук. Самара. 1997. С.148 Reference: 1. Baglay M.V.
Constitutional law of the Russian Federation. M.: Norma. 2001. p. 389 2. Bifaltseva S.
A. Protection of human rights and man’s freedoms.
//Zakonnost. 2008. № 9. p. 22 3.
Vitruk N.V. General theory of the legal individual’s status. M.: Norma. 2008. 4. Komarof S.A.
General theory of the state and law. St-Petersburg p. 419 5. Rayanov F. M. theory of state and law. Ufa: Poligraf-service.
2010 p. 400 6. Reshetov U. A. from the experience of the European court of human rights// Bulletin of the Ministry of justice of the Russian Federation.2001№2p.113 7.
StremouhovA.V. legal man’s protection. St-Petersburg: Publishing house SPbGU.
2007 8. Shubina. T.B. Theoretical problems of protection of rights: candidate’s dissertation of legal Science.
Samara. 1997. P. 148 Конституционная модернизация российской государственности. Н.С. Бондарь. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
198 с. (Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 5). Новый выпуск авторской серии «Библиотечка судебного конституционализма» посвящен обоснованию современной доктрины конституционной модернизации российской государственности, в связи с чем анализируется социокультурное и политико-правовое значение Конституции РФ как нормативной основы соответствующих процессов и на этой основе обосновывается уникальная роль Конституционного Суда как универсального института развития модернизационных процессов в современной России. Вытекающие из решений Конституционного Суда основные направления и способы модернизации социально-экономических и политических институтов, правозащитных отношений рассматриваются в контексте общих закономерностей развития судебного конституционализма в России.
В условиях глобализации, углубляющегося кризиса современного конституционализма, включая транснациональные, международно-правовые его институты, особое значение приобретает проблема поиска баланса национальных (социокультурных) и универсальных (общедемократических) начал, стабильности и динамизма в конституционном развитии власти, собственности, свободы как фундаментальных начал современного общества и государства. В этих условиях поиск баланса конституционных ценностей и разрешение на этой основе социальных противоречий и правовых коллизий является важнейшей задачей конституционного правосудия. Адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного российского конституционализма, перспективами модернизации российской государственности, повышения конституционной культуры Н.С.Бондарь Конституционная модернизация российской государственности
Субъективное право на самозащиту
является возможностью и мерой требования определенного поведения от других лиц.
Эта мера возможного поведения социально обусловлена и гарантирована, она определена нормами объективного права (Конституцией, законами) в целях пользования материальными, духовными, личными благами, ценностями для удовлетворения собственных потребностей и интересов. Теория права включает в содержание субъективного права следующие правомочия:
- обращаться за помощью в государственные органы исполнительной власти.
- требовать соответствующего поведения от других лиц;
- выбирать возможное поведение;
Все это можно с уверенностью отнести к праву на самозащиту.
Право на самозащиту, как и другие права, характеризует гражданина как субъекта права.
Здесь нужно отметить одну очень важную особенность. В последнее время в юридической литературе кроме права на самозащиту утверждается система прав, где присутствует необходимая оборона, ситуации крайней необходимости, самозащита права, право на молчание, право на ложь и пр. Право на самозащиту становится многоаспектным и наполняется следующим содержанием:
- обращение в соответствующие органы при обнаружении создания препятствий;
- использование «иммунитета неприкосновенности», который обеспечивает самостоятельную правозащитную деятельность в пределах закона;
- требование недопущения поведения, которое препятствует правомерной деятельности субъекта;
- обеспечение реализации права на самозащиту через другие гарантированные права.
- обеспечение реализации других прав через право на самозащиту;
- беспрепятственное осуществление деятельности, которая правомерна, разрешена государством и направлена на самозащиту нарушенных прав и свобод;
Нормы конституционного права граждан на самозащиту носят определяющий характер и направляют развитие законодательства других отраслей.
Право на самозащиту – субъективное право, представляющее собой комплекс конституционных и отраслевых прав, которое дано человеку для того, чтобы защищать свои права от действий или бездействия незаконного характера со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также незаконных действий других физических и юридических лиц. Если права и свободы гражданина нарушены, он имеет право самостоятельно защищать их любыми способами, которые разрешены законодательно. Право на защиту становится условием их реализации.
Для того, чтобы гражданин проявлял активность, защищая свои права, недостаточно одного законодательного закрепления, необходима система рекомендательных действий, которой человек мог бы пользоваться.
Сегодня в законодательстве Российской Федерации нет четких рекомендаций по реализации данного права. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Похожие работы на — Защита прав граждан в Российской Федерации
- Скачать документ Информация о работе
- Скачать документ Информация о работе
- Скачать документ Информация о работе
- Скачать документ Информация о работе
- Скачать документ Информация о работе
- Скачать документ Информация о работе
- Скачать документ Информация о работе
Не нашел материал для своей работы? Поможем написать качественную работу Без плагиата!
© 2003 — 2021 «Библиофонд»
14. Административная жалоба
Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны.
Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе — в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина.
Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом.
Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, — в этом состоит ее процессуальная сторона. Административная жалоба — не исковое обращение.
Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Данная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование — просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления.
Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.
Иначе говоря, административная жалоба не несет судебный характер и рассматривается во внесудебном порядке в административном процессе.
Административная жалоба бывает общая и специальная, при этом специальная дополняет право на общую жалобу и рассматривается КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ, дисциплинарными уставами.
Административная жалоба: понятие.
признаки, виды. Производство по жалобе. Право граждан на защитупредставляет собойправо на обжалование незаконных действий и решений. 1) Административные жалобы- жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.
2) Судебная жалоба. Административная жалобабываетдвух видов: — общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке; — специальная, регулируемая другими НПА.
Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте(достаточно элементарнойадминистративной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность;подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.
При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.
Отличие общей административной жалобы от других видов обращений: 1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуетсяболее точно и детальноопределить подведомственностьих обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.
Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.
5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения. В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Необходимость АЖ 1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.
2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.
3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий.
Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).
4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать. Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.
Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.
Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.
3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная.
Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.
5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.
Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.
Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. Стр 7 из 14 Соседние файлы в предмете
- 16.02.201638.1 Кб
- 16.02.201637.38 Кб
- 16.02.2016139.78 Кб
- 16.02.2016320 Кб
- 16.02.20163.2 Mб
- 16.02.2016419.84 Кб
- 16.02.2016429.06 Кб
- 16.02.201674.24 Кб
- 16.02.2016864.26 Кб
- 16.02.201625.01 Кб
- 16.02.2016152.58 Кб
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу: